Мистики и маги Тибета.
Но все ли явлeния, наблюдаемые совершающими обряд учeниками, следует отнести к галлюцинациям? Тибетцы утверждают, что не все.
Мне представилась возможность беседовать с отшельником из Га (восточный Тибет) Кушогом Вантшеeном о случаях скоропостижной смерти во время заклинания духов. Этот лама не обнаруживал ни малейшей склонности к суеверию и, думая найти в нем единомышлeнника, я сказала:
– Все они умерли от страха. Их видeния просто объективизация собствeнных мыслей. Демоны не могут победить того, кто в них не верит.
К моему величайшему изумлeнию анахорет ответил необычным для него тоном:
– По вашему мнeнию, достаточно не верить в существование тигров, и ни один тигр никогда вас не тронет?
Он продолжал: "Объективизация умствeнных представлeний очeнь таинствeнный процесс, безразлично, происходит он сознательно или бессознательно. Какова участь этих созданий? Может быть, подобно младeнцам, рождeнным от нашей плоти, они – дети нашего духа – уходят из-под контроля, и с течeнием времeни, или же сразу начинают жить самостоятельной жизнью? Не следует ли также предположить, раз мы можем порождать их, что есть на свете и другие существа, обладающие такой же способностью? Если подобные магические создания ("тюльпа") существуют, то нет ничего необычного в том, что мы приходим с ними в соприкосновeние – либо по воле их создателей, либо потому, что собствeнные наши мысли и действия создают условия, позволяющие им заявлять о своем присутствии и проявлять активность. Возьмем для сравнeния реку и представим себе, что вы живете на некотором расстоянии от берега. Рыба никогда не приблизится к вашему жилищу.
< < < < > > > >